Архив рассылки

Май 2017

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Вход для студентов

Логин:
Пароль:


subscribe.ru
subscribe.ru
Институт
Юрия Мороза

Юрий Мороз: практическая философия бизнеса

Статья посвящена инновационным аспектам в подготовке профессиональных предпринимателей в России. Автор использует в качестве примера образовательную систему, разработанную Юрием Леонидовичем Морозом. Исследуются социальные причины возникновения и успешной деятельности Института Юрия Мороза, философские и методолого-методические основания обучения в нем.

Ключевые слова: предпринимательство, Россия, обучение в деятельности, рефлексия, проблематизация, Институт Юрия Мороза.

The articles devoted to the innovative aspects of the preparation of professional business in Russia. The author uses as an example of the educational system developed by Yuri Leonidovich Moroz. We study the social causes of the success of the Institute of Yuri Moroz and methodologies and methodological foundation of training in it.

Keywords: entrepreneurship, Russia, learning activities, reflection, problematization, Institute of Yuri Moroz.

Юрий Мороз – один из самых известных на территории бывшего СССР бизнес-тренеров. Автор книг по теории и практике предпринимательской деятельности. Трудно отнести его труды к какому-то одному научному направлению. Ю.Л.Мороз синкретичен. Кроме того, он никогда не отказывается от соблазна что-нибудь обобщить и перевести в мировоззренческую плоскость. В этой связи, то, чем он занимается можно смело назвать практической философией.

О роли личности идеолога в новейшей истории русского предпринимательства

Сегодня много говорят, в том числе и с высоких трибун, о необходимости цивилизационного прорыва, о модернизации нашей страны. Между тем, самый главный вопрос «А кто будет это делать?» традиционно повисает в воздухе. Юрий Леонидович давно заявил по данному поводу: «Русский предприниматель – надежда России». Предпринимательство – по определению самый креативный, волевой и открытый к нововведениям класс. Вот где социальная база модернизации!

Ю.Л.Мороз не одинок в таких оценках. В.В.Путин в своей авторской статье от 13 февраля 2012«Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной в «Комсомольской правде»,об этом пишет так: «В российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодня находится на втором-третьем этажах управления. Эти люди хорошо осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса».

Юрий Леонидович взял на себя смелость принять активное участие в становлении новой генерации отечественной буржуазии. Олигархи не вошли в число его приоритетов, поскольку трудно назвать бизнесом то, чем они занимаются. Ю.Л.Мороз спустился в самые народные низы. В этом смысле он выполняет для России свою уникальную миссию.

У каждой эпохи должен быть свой Фрэнсис Бэкон. Известный английский философ, помимо предложенного им эмпирического метода, был идеологом набирающей силу буржуазии. Впрочем, почти у каждого народа, переживающего ломку социально-экономических устоев, появлялся мыслитель, который приводил картину мира в соответствие с чаяниями требующего признания нового общественного класса. Для нас таким идеологом стал Юрий Леонидович Мороз.

Ю.Л.Мороз не был трансцендентен постсоветской эпохе. Он, как гегелевская идея, познавал себя сам, параллельно открывая новую реальность и развиваясь вместе с ней. Эпоха «лихих девяностых» жестко самоопределяла людей по отношению к их ценностям. В сущности, в то время каждый стоил ровно столько, сколько он стоил. Многие находились в пограничной ситуации в ясперовском ее понимании. Нужно было как-то выживать. Однако, Юрий Леонидович никогда не ставил перед собой задачу выжить, он всегда развивался. Именно поэтому перманентная рефлексия стала принципом его персонального бытия. Десять лет он жил в состоянии постоянного перенормирования собственной бизнес-деятельности, и только после этого решил передавать свой опыт другим.

Сам он об этом весьма откровенно пишет в своих книгах. В этом смысле, он учит тому, что прожил лично сам. Юрию Леонидовичу никто не давал никаких преференций в виде «окошка» на таможне, готового ликвидного бизнеса или доходного места в госструктурах и естественных монополиях. Пока мечтающие быстро прорваться в сверкающий мир новой буржуазии стенали по поводу того, что невозможно открыть бизнес без первоначального капитала, Ю.Л.Мороз доказывал (причем, неоднократно!), что настоящему предпринимателю ничего не нужно, кроме собственных способностей.

Он доводил многие свои начинания до уровня высокодоходных предприятий, а потом… отдавал их в другие руки. На вопрос «Почему»? он отвечал: «Да, потому что скучно становилось». К 2000 году Юрий Леонидович понял, что, конечно, нужно стремиться к максимальной прибыли, но только в рамках своего призвания. Прибыль, ради которой ты в какой-то мере отрекаешься от себя самого, ему была не нужна. Он понял, что ему доставляет удовольствие заниматься развитием людей, становлением их способа мышления.

Он также обнаружил, что никто в России не озабочен РЕАЛЬНОЙ подготовкой профессиональных предпринимателей. Конечно, в 90-е годы уже были открыты сотни факультетов, где учили маркетингу, правилам бухгалтерской отчетности и т.п. Не учили главному: мировоззрению. Не повторяли: «И запомни, сынок, никто тебе ничего не должен». Не объясняли, что бизнес – это творчество, а не повторение одной и той же схемы, укладывающейся в формулу «купи-продай».

Сегодня мы можем говорить об авторской системе подготовки предпринимателей - о «школе Юрия Мороза». Эта система качественно отличается от западной (MBI и пр.), где готовят бизнес-менеджеров, способных успешно действовать в рамках технологической цивилизации.

Ю.Л.Мороз взращивает бизнес-акторов, умеющих профессионально вести дела в ситуации неопределенности и непредсказуемости. Его подход можно отнести к системо-деятельностному, где вначале обучающийся понимает себя самого, потом ставит цель, ищет способы ее достижения и в реальной практике оттачивает свои навыки. На каждом этапе он получает по интернету обратную связь от своего тренера, т.е. непосредственно от Юрия Леонидовича Мороза.

В России он был первым, кто институализировал (в одиночку!) социальную потребность России в профессиональных предпринимателях. Еще в 1996 году Ю.Л.Мороз выдвинул идею, которая звучала так: «Чем больше в России успешных предпринимателей, тем крепче наша страна». Оказалось, что людей, способных начать и продвигать свое дело, гораздо больше, чем зарегистрированных предпринимателей. Но почему они не становятся бизнесменами?

Всему виной нерешительность, следование стереотипам, неадекватный современной эпохе способ мышления… Феномен «бегства от свободы», описанный Эрихом Фроммом, весьма выпукло проявился в постсоветской России. В конце девяностых Ю.Л.Мороз нашел для себя миссию – сдвинуть всю эту машину из догм и онтологической трусости с «мертвой точки». Свою деятельность он обозначил как «Гринпис в экономике».

Он исходил из аксиомы, что предприниматель не может быть реактивен. Предприниматель всегда проактивен. Чтобы вывести человека в проактивный пласт совладания с реальностью, Ю.Л.Мороз начал применять методы социодрамы, когнитивной терапии и других способов перевода индивида в «инобытие». «Обучение действием» - вот суть его подхода. Кстати, как это часто бывает в гуманитарном бизнесе, у Юрия Леонидовича появились конкуренты-последователи, открывшие подобные интернет-школы. Однако, ни один из эпигонов так и не поднялся до его уровня.

Будучи сам предпринимателем, Ю.Л.Мороз нашел способ извлекать прибыль из собственного призвания - он создал самую совершенную систему обучения по интернету. С ним пытались спорить сторонники традиционной университетской школы, но он всегда задавал оппоненту один и тот же вопрос: «Когда человек учился десять лет в школе и пять лет в институте, и самостоятельно, без помощи родителей выжить не может, а его так ДОЛГО ЧЕМУ-ТО УЧИЛИ, для меня это показатель катастрофы, а для тебя?» Возразить обычно нечего…

Основатель «Школы своего дела» выстроил план индивидуального развития, где можно шаг за шагом восходить к вершинам предпринимательского искусства. По аналогии со школами боевых искусств Востока. Это не одноразовая порция информации, а своего рода путь, разбитый на этапы. В педагогических подходах Ю.Л.Мороза есть генетика, «взращивание». Подписчик его рассылок не получает сразу то, что он не способен пока «переварить». Кроме того, Юрий Леонидович не выдает нового содержания без должной проблематизации. Иначе, если у человека нет вопросов к себе самому, то нет и мотивации на приобретение неизвестного ему ранее знания.

Безусловно, Юрий Леонидович Мороз не идет по целине, открывая новые истины. За ним стоит огромный информационный бэк-граунд из философских, психологических, маркетинговых и т.п. теорий, накопленных человечеством. Это сотни проработанных первоисточников!

Онтологические и гносеологические основания школы Мороза восходят к майевтике Сократа, дзенским практикам, методологической системе советских философов А.А.Зиновьева, М.К.Мамардашвили, Э.В.Ильенкова, Г.П.Щедровицкого.

В построении своей системы он, инженер-программист по базовому образованию, максимально полно использовал возможности компьютерной техники и интернета.

Поэтому, Институт Юрия Мороза, как его детище, есть его собственная объективация. В этом смысле масштаб личности основателя Института понимается исходя из осознания масштабности задуманного и реализованного им. И, тем не менее, Ю.Л.Мороз не достиг еще потолка своих возможностей. Он, образно говоря, сам тоже когда-то вступил на путь и не собирается с него сходить. Мороз жесткий и требовательный тренер, но к себе самому он требователен больше, чем к другим.

«Все твои деньги должны быть заработаны ЧЕСТНО». Этот принцип Мороз распространяет, прежде всего, на себя. «Школа своего дела» (теперь – Институт Юрия Мороза или ИЮМ) дает возможность за невысокую плату приобретать ликвидные знания и навыки. Для тех, кто не может пока заплатить, Мороз использует бесплатные рассылки.

Все прикладные вещи строятся в ИЮМ на системе осмысленных мировоззренческих установок и понятных этических принципов. По сути, именно они в первую очередь должны быть присвоены подписчиками на рассылки Ю.Л.Мороза. Сам Юрий Леонидович со всей своей жизнью является примером собственной философии. В противном случае, кто бы ему поверил, а тем более пошел бы за ним? Один из его принципов - «В счет идут только личные усилия». Это значит, что никто за тебя не пройдет твой путь, за любую «»легкую мудрость» потом придется отплатить десятикратно. Палец мастера показывает только направление пути, но идти нужно самому…

Институт Юрия Мороза открывает людям ворота в мир, где каждый может быть демиургом собственной вселенной. Но при одном условии: нужно быть честным, прежде всего, перед самим собой. Именно это пугает некоторых неофитов. Узнать о себе правду и принять ее – критерий мужественного и незашоренного человека. Те, кто проходит курс ИЮМ до конца, безусловно, люди из указанной категории. Среди последователей Юрия Леонидовича Мороза мало тех, кто мечтает просто о деньгах. Они знают, что денег всегда столько, сколько ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно. Эти люди мечтают о собственной реализации. Бизнес, как деятельность, предоставляет такую возможность.

Как говорил Жан-Поль Сартр, «человек есть вечный проект». Нужно ставить великие цели, тогда цель будет мотивировать тебя на формирование нужных для достижения этой цели качеств. Будущее создает настоящее. Цель формирует личность.

Что в нашем случае становится итогом такого «формирования»? Выпускник ИЮМ – самодостаточная личность с высокой степенью внутренней свободы. Для него любой кризис это шанс, а не трагедия. Для этого Ю.Л.Мороз снабжает предпринимателя набором ментальных инструментов. А если вдруг этих инструментов не хватает, то, значит, хватит навыков придумать новые.

Кто и за что критикует основателя ИЮМ?

Назовите любого новатора в системе образования, который не подвергался бы оголтелой критике? Нет таких. Выдающийся педагог А.С.Макаренко при жизни страдал от нападок и «справа» и «слева». В 20-е гг. его обвиняли в увлечении дореволюционной педагогикой, стремлении к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Причем, многие из идейных оппонентов ни разу не были в колонии Макаренко!

18 апреля 1928 года Антон Семенович пишет А.М.Горькому: «Я веду колонию 8 лет. Я уже выпустил несколько сот рабочих и студентов. Посреди общего моря расхлябанности и дармоедства одна наша колония стоит, как крепость… А меня едят даже не за ошибки, а за самое дорогое, что у меня есть, - за мою систему. Ее вина только в том, что она моя, что она не составлена из шаблонов»

В 30-е гг. Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность «Декларации о единой трудовой школе» (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. Преследования и критика продолжались и после опубликования книги «Педагогическая поэма». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность и вреде его книг для социалистического воспитания.

А разработчик уникальной методики для слепоглухонемых детей знаменитый философ Э.В.Ильенков? Он сотрудничает с директором интерната для этих детей в подмосковном Загорске А.И. Мещеряковым и анализирует опыт по их воспитанию. Здесь Ильенков теоретически осмысливает вещи, которые Мещеряков в своей повседневной работе осуществляет практически. По этой проблеме Ильенков публикует ряд работ. Он начинает разрабатывать проблему личности, которую понимает очень конкретно. Он утверждает, что слепоглухота не создает ни одной качественно новой проблемы - она только обостряет проблемы, которые стоят и без того. Генетики же в большинстве своем считают, что личностные качества определяются наследственностью на сто процентов. Ильенков же утверждал, что тело - это всего лишь материал для личности, что личность надо вложить в тело.

Эвальд Васильевич был смелым исследователем и настоящим патриотом своей Родины. Он резко выделялся на общем фоне. Естественно, его травили. Не выдержав затянувшейся депрессии, в 1979 году в возрасте 55 лет он заканчивает жизнь самоубийством.

Юрий Леонидович Мороз близок этим подвижникам не только по ценностным основаниям, но и по социально-политическим. Например, Ильенков всегда пропагандировал ту точку зрения, что движение к коммунизму есть нарастание элементов самоуправления в обществе. По сути, это и есть подлинно марксистско-ленинская точка зрения, которая входила в противоречие с реальной практикой советского общества. Ильенков нес в массы просвещение, писал научно-популярные книжки, рассчитанные, прежде всего, на молодежь - такую, как, например, "Учитесь мыслить смолоду".

Ю.Л.Мороз делает во многом то же самое. Его смело можно называть просветителем. Тем более, что его труды ложатся на благодатную почву. Сейчас создаются реальные предпосылки для общественного самоуправления, в частности, через интернет. Не только государство должно решать проблему перехода общества на более высокие стадии развития, но не в меньшей степени, а может и в большей, этим должно заниматься гражданское общество.

Итак, любое успешное и широко разрекламированное дело получает неоднозначные оценки. Иначе не бывает. Не будем останавливаться на тех высказываниях, которые касаются конструктивных замечаний. А вот портрет хулителей Ю.Л.Мороза и его Института хотелось бы представить в нашей работе. Портрет этот многомерен, состоит из нескольких типажей.

1. Конкуренты

Как правило, это граждане, желающие получать хороший доход, но не утруждающие себя созданием собственных бизнес-изобретений. Они либо присваивают уже готовую новацию, либо пытаются работать в рамках знакомых подходов. В любом случае, дискредитация своего более удачливого конкурента-предшественника для них, как они полагают, дает шанс закрепиться на рынке.

Стоит подчеркнуть: много начинающих стали успешнее после обучения или даже очень краткого личного общения с Морозом (например, 15 минут). И потом многие годы эти «предприниматели» банально воруют идеи и готовые схемы из текстов Ю.Л.Мороза.

А ведь Юрий Леонидович щедро одаривает собственной энергетикой каждого, кто к нему обратился. Это вполне осознанная позиция. Безъэмоциональный холодный разум не чувствует людей, и не чувствует их проблемы. Мороз «пропускает людей через себя», как хороший актер, который проживает жизнь за персонажа.

2. Испугавшиеся неофиты

Существуют люди, которые поначалу отнеслись к обучению в ИЮМ как к легкому флирту. Им хотелось заполнить досуг чем-то интересным, но ни к чему не обязывающим. А тут оказалось, что нужно открывать в себе некие черты, которые не очень приятны. Нужно ведь признаваться в ошибках. Пусть даже не публично, а самому себе. Нужно решиться на ПОСТУПКИ. Однако, даже на время выйти из зоны комфорта эта публика не захотела. Она захотела другого - отомстить тому, кто потенциально создал для нее такую ситуацию. А как еще избавиться от мистического ужаса, испытанного от встречи с самим собой?

3. Всезнайки-нигилисты

Про них писал Юрий Леонидович, когда утверждал, что можно научить только тому, что умеешь сам. А что умеет средний университетский преподаватель? Правильно: хорошо пересказывать ранее прочитанные им книги. Соответственно, научить он может именно этому – ретранслировать чужие тексты.

Так сложилось, что у нас в России существует определенный тип русского интеллигента, который весьма образован и эрудирован, но крайне беспомощен в конкретных делах. Тем не менее, желание самоутвердиться представлено у данного типажа достаточно сильно. Простейший способ доказать, что «я не тварь дрожащая, а право имею», непозитивно раскритиковать какую-нибудь яркую дееспособную личность. Повод для критики находится практически мгновенно. Кто-то упрекает Ю.Л.Мороза за недостаточность научности, кому-то не нравятся его методические приемы. Радетели высокой морали находят в системе Ю.Л.Мороза нечто возмутительно непристойное и т.д. и т.п.

«Человек стоит в своей собственной тени и удивляется, почему ему темно». Так гласит одна восточная мудрость. Выйти из тени многие не готовы. А вдруг свет солнца будет нестерпимым? Но Юрий Леонидович никого никуда насильно не тянет. Наоборот, он всегда подчеркивает необходимость свободного выбора.

4. Сплетники

В эпоху компьютерных технологий, пользуясь анонимностью, эта группа оккупировала интернет. За клевету и оскорбления в интернете никакой ответственности не предусмотрено. Можно завести себе любой ник и от его имени писать все, что угодно. У Юрия Леонидовича богатая личная история. Проинтерпретировав некоторые факты его частной жизни в негативном ключе, действительно можно добиться ухудшения его имиджа. У нас задача сугубо научная. Нам важна объективность. В этом смысле будет уместно сделать отступление и просто перечислить реальные факты из личной жизни Ю.Л.Мороза.

В 1998-м году его жена умерла, и он остался вдовцом с двумя мальчиками-близнецами. Проходит год, и Юрий Леонидович знакомится с интересной, привлекательной женщиной, которой делает предложение. В этом браке рождается еще один сын. Отношения в новом семье складываются непросто. Так, например, молодая жена усыновила детей от прежнего брака Ю.Л.Мороза только за два месяца перед разводом. Да и сам развод с ней для Юрия Леонидовича был полной неожиданностью. В каком настроении он был в это время, можно понять по пресс-конференции, которую он дал. Его никогда не видели в таком подавленном состоянии. А в это время бывшая жена несколько месяцев прятала детей, и он не мог их увидеть. И, как нередко бывает в таких ситуациях, некоторые люди из близкого окружения, которым Юрий Леонидович серьезно помогал, вдруг резко стали разрывать отношения с ним. Предательство жены и друзей, разлука с родными детьми, тем не менее, не сломили его дух. Юрий Леонидович не был бы самим собой, если бы не нашел в себе силы восстановиться и продолжить работу. Вот, собственно, и вся правда.

5. Личности со слаборазвитыми рефлексивными способностями

Это самая многочисленная категория. Кто-то из них внушил себе, что Ю.Л.Мороз исподволь овладевает их сознанием и начинает зомбировать. Кому-то мало что понятно в его текстах. Оценки деятельности ИЮМ в их комментариях варьируются от «банальщина» до «бред». Справедливости ради следует отметить, что у Юрия Леонидовича совершенно спокойное к своим оппонентам. Высказывать мнение - это их право. Как минимум, они, сами того не желая, добавляют известности его Институту.

Кому много дано, с того много и спросится…

Полагаю, что наш читатель великодушно простит автора, если он позволит себе некоторые личные комментарии. С Юрием Леонидовичем мы знакомы с 1995 года. Участвуя в качестве консультанта в некоторых из его проектов, я изнутри видел, на каких принципах строится его бизнес. Потом эти принципы легли в основу концепции его теории. Она описана в нескольких книгах. К одной из них, названной «На пути к метабизнесу», я в 1999 году подготовил предисловие. Приведу его целиком.

«Книгу, которую Вы, уважаемый читатель держите в руках, можно было бы сопроводить подзаголовком «Введение в эзотерику бизнеса». Она написана для тех, кто хочет построить свое дело на неслучайных основаниях. Ее автор — российский предприниматель, десять лет успешно проработавший на отечественном рынке. Предлагаемая им теория метабизнеса основана на его личной практике и обобщении всего лучшего из того, что наработано в российской и мировой литературе по бизнесу.

Метабизнес есть деятельность по созданию и управлению бизнесами. Институционально метабизнес выглядит как школа, в теле которой возможно становление современного предпринимателя по аналогии с обучением в школах боевых искусств. Книга Юрия Мороза ответ на социальный заказ по разработке качественно нового подхода к пониманию миссии отечественного предпринимателя. По мнению автора, мы проигрываем экономические войны с Западом в силу непонимания того, что только в талантливейших российских предпринимателях надежда России. Не подготовим своих «Пересветов» против их «Кочубеев», — считает он, — проиграем навсегда.

Российский предприниматель должен соответствовать весьма жестким требованиям, предъявляемым современной эпохой. Среди этих требований можно выделить мировоззренческие (картина мира должна быть приведена в соответствие с конечными целями предпринимательской деятельности), этические, волевые, интеллектуальные, коммуникативные, организационные. По определению Ю. Мороза, предприниматель — это человек, внедряющий свое (или чужое) бизнес-изобретение, обладающий способностью внушения и способный разделить прибыль по справедливости. Человек не внедряющий бизнес-изобретение, не предприниматель, а просто капиталист.

В обыденной жизни предприниматель выступает своего рода демиургом, творящим целые миры из хаоса. По сути своей, предпринимательство всегда есть краткое повторение акта творения. Успешен же предприниматель потому, что способен понять универсальные законы бытия и строить затем свое дело, понимая ограничения, накладываемое этими законами. Тогда хаос становится глиной, из которой можно лепить все, что угодно.

Главными ограничениями в деятельности предпринимателя выступают этические нормы. Следование этике становится не результатом доброй воли предпринимателя, а основным условием его успеха. Ю. Мороз онтологизирует этику, наделяет этические законы фактом объективного бытия. Порядочность предпринимателя обеспечивает его соответствие вселенским законам. Бизнес, в этой связи, становится духовным служением.

Цель бизнеса — не зарабатывание денег. Деньги всего лишь инструмент. А сам бизнес — способ тренировки необходимых навыков на пути духовной самоактуализации.

Волевые качества предпринимателя позволяют ему пройти этот путь, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Автор достаточно подробно описывает, где изыскивать энергию для реализации бизнес-идей. Собственно, одна из задач книги и состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, как совершить невозможное на минимуме энергетических затрат. (Хроническая усталость наших бизнесменов становится сегодня нездоровой закономерностью).

Помимо построения картины мира и тренировки волевых качеств предпринимателю необходимо оснастить свой интеллект навыками создания бизнес-идей. Творчество — это базовая деятельность предпринимателя. Подлинный бизнес построен на сильных решениях. Автор показывает, как это возможно на основе таких мощных эвристических технологий как ТРИЗ и ОДИ.

Коммуникативные навыки, умение внушать нужно предпринимателю для включения необходимых людей в процесс реализация бизнес-идеи. Ю.Мороз описывает психологические техники, позволяющие управлять чужим поведением. Причем он предлагает только то, что опробовано им самим. В книге вообще отсутствует абстрактное теоретизирование, а сам текст порой воспринимается как тренинговое упражнение. «Главное уметь, а не знать», — считает автор.

Книга называется «На пути к метабизнесу». Это означает, что все еще впереди. Этот путь вам предстоит пройти вместе с Юрием Морозом. Дорога не покажется вам утомительной. Сделайте шаг».

Прошло 13 лет… Сегодня я опять подписался бы под своим предисловием. Но, вот что хотелось бы добавить. Многие создают теории, а вот когда автор теории сам же ее и реализует - это редкость. Тезис «Практика – критерий истины» прекрасно иллюстрируется на примере Ю.Л.Мороза.

* * *

Закончить статью хотелось бы, подчеркнув, что Ю.Л.Мороз поднимает людей в их собственных глазах. Он занимается этим, не оглядываясь на государство, не прикрываясь авторитетами, не требуя себе особых условий. Вся деятельность Юрия Леонидовича – манифестация свободы. Это как раз и есть пример того самого гражданского общества, о необходимости которого нам так много сегодня рассказывают политики. С той лишь разницей, что Ю.Л.Мороз уже живет в нем и создает его вокруг себя.

Список использованной литературы:

  • Анисимов О.С. Проблемная реконструкция истории Московского методолого-педагогического кружка (ММПК) / Культура мышления и методология (к 25-летию ММПК). - М., 2003.
  • Зинченко А.П. Ремесло методолога // Кентавр. 1995. №1.
  • Копылов Г.Г. Научное знание и инженерные миры // Кентавр. 1996. №1.
  • Майданский А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы // Вопросы философии. — 2002. — № 8. — С.163—173.
  • Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1988. – 256 с.
  • Мороз Ю.Л. Пособие для гениев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 128 с.
  • Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. 1990—1994.
  • Розин В.М. Изучение и конституирование мышления в рамках гуманитарной парадигмы (четвертая методологическая программа) // Вопросы методологии. 1997. №1-2.
  • Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
  • Уитмор Джон. Коучинг высокой эффективности. Coaching for Performance: GROWing People, Performance and Purpose. – М.:Международнаяакадемиякорпоративногоуправленияибизнеса, 2005.
  • Фромм, Эрих Зелигманн. Бегство от свободы. Die Furchtv order Freiheit (1941) / Перевод Г. Ф. Швейника. — Москва: АСТ, 2011. — 288 с.
  • Щедровицкий П.Г. Мышление, методологическая работа и развитие // Вопросы методологии. 1992. №1-2.
  • Щедровицкий П.Г. С чем войдем в XXI-й век? // Народное образование. 1992. Май-июнь.
  • Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Изд. центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.
  • EvaldIIyenkov's Philosophy Revisted.Proceedings of the Ilyenkovsimposium in Helsinki 7th-8th September 1999.Edited by VesaOittinen. Helsinki: Kikimora Publications, 2000, 372 pp.

 

Сергей Гречишников, канд. филос. наук, доцент, консультант по управлению.

 

1 В данном случае для нас «русский» и «российский» являются синонимами.

2 Цитируется по: А.С.Макаренко. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1988. С. 7.

Яндекс цитирования