Архив рассылки

Май 2017

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Вход для студентов

Логин:
Пароль:


subscribe.ru
subscribe.ru
Институт
Юрия Мороза

Западная академическая теория предпринимательства и российская практика в воспитательной методологии Юрия Мороза

Статья посвящена нетрадиционным и инновационным подходам в подготовке предпринимателей в современной России. Автор обращается к мировому опыту в данной сфере, описывает требования, предъявляемые к процессу подготовки «предпринимательских кадров» для постиндустриальной рыночной экономики и рассматривает в качестве примера инновационной образовательной методологии систему, разработанную бизнес-тренером Юрием Леонидовичем Морозом.

В статье рассматриваются структура авторской системы Юрия Мороза, а также её основные и некоторые оригинальные элементы.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, Институт Юрия Мороза, Россия, западная школа развития предпринимательских способностей, системно-деятельностный подход в обучении, бизнес-изобретение.

The article is dedicated to non-traditional and innovative approaches in training of entrepreneurs and employees in contemporary Russia. The author studies the world best practices in the field, describes some principal requirements to the preparation process of the "entrepreneurial training" for post-industrial market economy, and compares this to examples of the innovative educational methodology developed by Yuri Leonidovich Moroz, a Russian business coach.

The article covers the structure of the authorized system of Yuri Moroz, as well as its most original elements.

Key words: entrepreneurship, Yuri Moroz Institute, Russia, Western school of entrepreneurial skills development, system-activity approach in training, business invention.

Юрий Мороз – автор книг по теории и практике предпринимательской деятельности, один из самых авторитетных в России бизнес-тренеров. Образовательный метод Юрия Мороза строится на сочетании методов, используемых в самых разных бизнес-школах и тренинговых технологиях, а также в передовых интерактивных и авторских коммуникационных технологиях.

* * *

По осторожным подсчетам в США, к примеру, функционирует порядка 12 с половиной тысяч сертифицированных школ (курсов) развития предпринимательских способностей по всей стране. Немало сходных школ и в России, хотя и значительно меньше. Среди таких школ определенный интерес вызывает ИЮМ (Институт Юрия Мороза), объединяющий в своей методике подготовки студентов и предпринимательский, и личностный тренинг.

Интерес у автора данного текста к указанному учебному заведению онлайн-воспитания возник давно.

Приобрела широкую известность работа Школы Своего Дела (ШСД) как центр обучения Ю.Л.Морозом тех, кто планирует создавать собственный бизнес или уже имеет таковой. Этот курс является онлайн-проектом, дистанционным (через интернет) обучением, что в настоящее время рассматривается как самое перспективное и развивающееся направление.

Ю.Л.Мороз проводит и семинары, (уже много лет, преимущественно только для студентов ИЮМ). Такие семинары крайне редки. Основатель ИЮМ объясняет это тем, что самые элементарные вещи можно почерпнуть в его книгах, бесплатной рассылке и затем обучаясь в ИЮМ. Повторять элементарные вещи начального уровня снова и снова, в разных аудиториях, разным людям – попросту непроизводительно.

«Школа своего Дела» была переименована в ИЮМ (Институт Юрия Мороза) несколько лет назад потому, что появилось много эпигонских “Школ своего дела”, которые пытались копировать методику, разработанную Юрием Леонидовичем.

Методика воспитания студентов в ИЮМ не имеет ничего общего с известной любому со средней школы (да со студенческих времен) классно-урочной системой. Методика ИЮМ и сходная с ней в современной педагогике определяется как «системно-деятельностный подход».

Автор заинтересовался школой Ю.Л.Мороза в силу своей профессиональной специализации, занимаясь изучением феномена частного предпринимательства, мотиваторов в таком стиле жизни и трудовой деятельности, закономерностей и причин успешности либо неуспешности предпринимательской активности. Истоки этого интереса лежат в более чем 20-летней работе автора научным сотрудником Академии Наук СССР / РФ, посвященной исследованию специфики предпринимательства и раскрытия производительных ресурсов личности в экономически развитых странах (США, Западной Европе, Японии).

Когда говорится о воспитании «предпринимателя», этот термин, естественно, следует понимать широко. Речь также идет о воспитании и наемных работников, непосредственно не инициирующих свое собственное дело. Но в универсальном смысле наемного работника также можно рассматривать как предпринимателя. Если конечная цель последнего заключается в повышении эффективности своего дела, победы в конкурентной борьбе на рынке и продаже произведенного продукта, то первый предлагает на рынок свой труд и свое время, (ведь они – это тот же товар, который нужно уметь продать). Эту максиму обосновал еще Адам Смит в своей знаменитой монографии «Богатство народов», известной каждому экономисту.

Цель любого курса по воспитанию предпринимательских качеств и их радикальному совершенствованию во всех известных автору мировых практиках безусловно рассчитана и на наемных работников. Как и в западных школах воспитания качеств предпринимателя, система, разработанная Ю.Л.Морозом, учит эффективному трудоустройству, т.е. тому, как правильно поставить себя с самого же начала в общении с работодателем и продать максимально удачно (в т.ч. и дорого) свой труд, время и способности.

Проблема эффективного трудоустройства перестает быть проблемой для выполнивших первые задания студентов ИЮМ (хотя, они несложны и для человека, всего лишь закончившего среднюю школу). Уже в процессе выполнения начальных упражнений собственники начинают приглашать многих студентов ИЮМ на работу и предлагать возглавить вновь открывающиеся проекты. Причина такого успеха – искренний интерес студентов ИЮМ к предпринимательской деятельности, что не может не импонировать работодателю.

* * *

Известнейший идеолог предпринимательства, американский экономист Лестер Туроу на примере своей страны приходит к выводу о тотальной недостаточности подготовки бизнес-акторов и отсутствии знаний о своих «скрытых» ресурсах у большинства предпринимателей. Он утверждает, что «около 20% из них» психологически неграмотно (Thurow L.: “Zero Sum Solution: Building a World-Class American Economy”, N.Y., 1985). И это, повторим, имеет место в США.

Ключевым моментом в западной теории воспитания предпринимательских свойств, (и это вполне характерно для методики Юрия Леонидовича Мороза), можно назвать выявление у обучающихся (студентов) мотивов к действию, либо к осознанию необходимости действия. Иными словами, методики Ю.Л.Мороза «вытаскивают» из каждого студента, из глубин его ленного (или несформированного) ego те действенные мотиваторы, те стимулирующие побудительные импульсы, которые и заставляют человека в корне менять свое отношение к традиционному характеру труда (и в целом времяпровождению), пересматривать сам процесс трудовой деятельности, избавляться от непродуктивных действий и наивных полудетских надежд на то, что все может устроиться само собой.

В западной практике воспитания предпринимательской активности это обозначается термином «принудительный старт». Студенты ИЮМ называют это прямее: «волшебный пинок». Сам Ю.Л.Мороз обращает внимание студентов, что намного лучше опираться не на «волшебный пинок», а на «волшебный прием». Прием, повторенный (отрепетированный) 10 тысяч раз, становится по своему эффекту и тому, какое впечатление он производит на наблюдателей, в известной степени «волшебным».

Ю.Л. Мороз постоянно проводит параллели между обучением бизнесу и суровой самурайской школой боевых искусств. Преодоление своих слабостей — это тема, которая снова и снова рассматривается с разных сторон. Для психологической поддержки студентов, для оказания помощи в преодолении своей слабости и неуверенности им предлагаются примеры из практики других студентов и множество разного рода «технологических хитростей». Их в Институте Юрия Мороза называют «рацпредложениями». Они могут быть использованы и в переговорах, и в повышении производительности, и в работе над собой. На момент написания статьи, общее количество рацпредложений, доступных студентам, (не сразу, но по мере перехода от ступени к ступени), достигло 150 тысяч. Они охватывают, без преувеличения, абсолютно все стороны бизнеса, но также есть и рацпредложения по организации быта, по воспитанию детей, по решению проблем и трудностей в любой сфере жизни.

Главное, что актуально даже для трудолюбивых студентов, - изменить представление о самом процессе деятельности, отойти от привычных форм организации труда. Как и авторитеты западной, чаще всего англо-американской школы, Ю.Л.Мороз развенчивает укоренившийся постулат – «чтобы больше зарабатывать, нужно больше работать». «Не больше», подчеркнем, «а иначе, умнее, производительнее”. Нужно принципиально иначе работать. Как именно иначе - демонстрируют уже упомянутые рацпредложения. Основатель ИЮМ здесь добавляет очередной мотив для интеллектуальной активности: чтобы пользоваться богатой базой имеющихся рацпредложений, студент обязательно должен и сам вносить рацпредложения в Базу.

Наблюдая за окружающей действительностью, он должен выявлять эти “маленькие хитрости”, которые помогают достигать результат проще, быстрее, менее затратно. Постоянная тренировка такого специфического взгляда на окружающую действительность, формирует у студентов «профессиональную» наблюдательность. Они видят то, чего не замечают другие.

Десятки, сотни и тысячи внедренных в собственную деятельность рацпредложений радикально повышают производительность, снижают себестоимость и незаметно для самого студента делают его более конкурентоспособным. Исподволь студент ИЮМ шаг за шагом капитализирует свою личность, оснащает себя необходимыми навыками, ликвидными знаниями и умениями.

Более того, студент регулярно получает такого рода задания и должен отчитаться как за определенный период, так и за то, как он смог рационализировать свою деятельность, - т.е. не написание рефератов на заданную тему, а внедрение собственных изобретений в свою деятельность. Лишь подобный подход идет в зачет в Институте Юрия Мороза.

Тезис, согласно которому нужно много работать, как было сказано выше, не принимается к рассмотрению. Понятно, что если не вытаскивать из глубин своего ego побудительный мотив к деятельности, рутинно выполняя привычные трудовые операции, изводясь от своей неуверенности и комплексов, надеясь на благосклонность «судьбы», то никакие институты, никакие курсы самонастройки и самоорганизации не будут действенны.

Как и в современной западноевропейской традиции, идеология ИЮМ апеллирует к тем, кто, образно говоря, «хочет, активно хочет, но у кого не получается, пока не получается». Или, может быть, и получается, но хотелось бы большего.

Более 20 лет назад эту проблематику начал исследовать Джеймс Бандровски, чья школа располагается в Уоллнат Крик, недалеко от Лос-Анджелеса. В настоящее время Д. Бандровски - известный американский теоретик побудительных мотивов в предпринимательстве и более чем успешный независимый консультант-тренер в воспитании производственных и морально-этических качеств делового человека.

Исследователь делает вывод: «В основе бизнеса лежат две вещи: идеи плюс действие. Думать и делать. Иметь мечту и добиваться ее осуществления. Вам необходимо не только сформулировать идею, которая принесет преимущество в конкурентной борьбе, но и иметь способную, преданную делу организацию, чтобы претворить идею в жизнь. Соблюдение двух указанных моментов приносит огромный успех. В противном случае, когда не соблюдается один из этих принципов, может наступить финансовый крах. Одного творческого воображения недостаточно. Но оно – главное» (Bandrowski J.F.: “Corporate Imagination Plus Five Steps to Translating Innovative Strategies Into Action”, N.Y., The Free Press, 1990, p. 3).

* * *

Ю.Л.Мороз идет дальше. Заглянув в Яндекс, можно найти десятки, и даже сотни тысяч идей бизнеса. Что же мешает их реализовать? Только одно: отсутствие понимания, что «идея без дела мертва есть».

Поэтому основатель ИЮМ отвергает тезис, согласно которому для начала бизнеса нужна идея - некая супер-оригинальная собственная идея, мегаидея, мощная идея. «Посмотрите вокруг, - говорит Ю.Л.Мороз, - вы увидите как в давно известных видах деятельности, (юридической ли, туристской ли, торговой), одни предприниматели бурно растут, другие в это же время на этом же рынке разоряются». В чем заключается проблема?

«В организации дела, - утверждает он, - а не в идее. Одни бизнесы более рациональны. В них, как изюма в булке, больше рациональных предложений, в других меньше. В одних бизнесах создатели постоянно занимаются совершенствованием процессов, в других заняты текучкой и им некогда поднять голову, чтобы критически посмотреть на то, как все организовано».

Что конкретно рекомендует Ю.Л.Мороз? Он предлагает своим студентам пройти первый этап ученичества, выбрав себе наставника из успешных предпринимателей, и под его руководством (и в его бизнесе) от начала до конца пройти новый проект и реализовать его.

Риски такого «старт-апера» минимальны. Студент ИЮМ рискует разве что увольнением, но приобретает реальный опыт того, как запускается проект и получает конкретные крайне полезные консультации в работающем бизнесе опытного предпринимателя.

В это же время в Институте Юрия Мороза студент получает надсистемные принципы бизнеса, организации процессов, управления сотрудниками и т.д. Все бизнесы устроены по одним и тем же законам, а необходимую специфику студент выясняет сам. В свою очередь это также развивает в нем крайне важное предпринимательское качество - способность разобраться в совершенно новой сфере деятельности и не боятся неопределенности.

Американская система воспитания предпринимательской активности предполагает раскрепощение при анализе ситуации со стороны обучающегося (воспитуемого), предполагает необходимость осмысленного подхода к процессу самовоспитания через методики, предоставляемые учителем. В школе же Ю.Л.Мороза прослеживается принципиально иная парадигма. Ее условно можно назвать “деятельностной”. Здесь делается упор не на обдумывание выполняемых заданий до непосредственного перехода к ним, а на понимание через практику.

«Просто выполняйте поставленную задачу несколько дней и вы поймете намного больше, чем если вам будут долгие месяцы объяснять устно, что вы должны понять», - такова установка Ю.Л.Мороза. И практика это подтверждает. Вместе с тем, у некоторых студентов возникает трудность в объяснении того, что же они все-таки поняли в ходе успешно выполненного задания.

Да, не у всех студентов хорошо поставлена вербализация. Но этот навык не входит в обязательный перечень в «портрете выпускника ИЮМ»

Одна из метафор, которые предлагает Ю.Л.Мороз, такова: «Как вы можете подростку объяснить, что такое поцелуй, чтобы он понял, никогда этого не испробовав прежде?»

В ходе обучения-тренинга целью выступает не только раскрытие возможностей и необходимость увеличения круга клиентов предпринимателя, а, соответственно, и его дохода, но и всестороннее личностное самовоспитание. Как и в западных практиках, ИЮМ помогает достигать не только деловых целей, но и тренирует студентов в обустройстве их приватной жизни, в улучшении ее качества. Обе данные стороны жизни человека неразрывно связаны. Давно известна корреляция: оптимальное и гармоничное развитие своей личной жизни чаще всего гарантирует эффективность трудовой деятельности и, соответственно, значительность результатов такой деятельности.

Методика Ю.Л.Мороза, как и его коллег из стран Запада, охватывает все морально-психологические сферы совершенствования человека, помогает студенту правильно общаться со всеми и везде.

Сходные методики учат студентов всех возрастов культуре коммуникации – главному, что необходимо любому человеку, живущему в сообществе людей. Ю.Л.Мороз ставит определенную систему взаимоотношений – и чисто человеческих, и служебных. Он учит тому, как должно их выстраивать. Выстраивать, несмотря на свою застенчивость или, наоборот, на свой гонор, на свою недооценку или свое самомнение, свою инерцию или безудержную навязчивую активность.

* * *

Даже критики Ю.Л.Мороза вынуждены признавать правомерность методики ШСД (Школы Своего Дела). Так, один из его прежних сподвижников в потоке крайне субъективных обвинений (в частности – не соглашаясь с методами обучения основателя ШСД), в конце концов, признается: «…я пришел к выводу, что у человека, который занимается Своим Делом гораздо больше шансов стать порядочным человеком, чем у людей, которые ИМ не занимаются»

Это трудно понять человеку, который не нес 100-процентную ответственность за результат того, что он делает, но даже чисто теоретически можно утверждать: обучение в ИЮМ делает человека более ответственным и бдительным - во всех жизненных аспектах.

Следует также отметить, что принципиальность платного характера личностного и специфически предпринимательского воспитания характерна для всех известных автору методик в данной сфере.

Сам факт уже потраченных финансовых средств на обучение служит если и не главенствующим, то, безусловно, необыкновенно мощным стимулом для студента. Приходится стараться во что бы то ни стало закончить приплаченный курс (этап, семестр). Как правило, все такие курсы отличаются необыкновенно интенсивным характером учебы и самовоспитания. У подобных курсов нет того отрезка времени, который есть у студентов традиционных вузов. Все спрессовано в полгода, максимум в девять месяцев. А объем задач, которые ставятся перед обучающимися в курсе самосовершенствования, в известном смысле не уступают вузовским, несмотря на принципиально разные цели, которые достигаются при профобразовании и при обучении-тренинге по воспитанию студента как личности и как предпринимателя.

Возьмем на себя смелость утверждать, что КПД от использования методик Ю.Л.Мороза значительно превосходит вузовский потенциал. Сам Юрий Леонидович неоднократно предлагал заинтересованным лицам и организациям провести соревнование между студентами ИЮМ и студентами традиционных ВУЗов. Пока, насколько известно, никто не откликнулся, но можно предположить - каковы будут результаты этого сравнения.

За первые три месячных блока (до девяти календарных месяцев) успешный студент ИЮМ повышает свой доход в несколько раз, строит карьеру от обычного сотрудника фирмы до руководителя собственного проекта, или увольняется и делает проект под руководством опытного предпринимателя, получает круг связей среди предпринимателей со значительно более высоким доходом, чем он сам, и впоследствии становится чрезвычайно востребованным, получая выгодные карьерные предложения. То же, что получает первокурсник за первые девять месяцев обучения в ВУЗе, общеизвестно: абстрактные, слаболиквидные знания.

Да, конечно, учиться в ИЮМ намного труднее, но результат оправдан. Кроме того, студенты ИЮМ легко и быстро окупают затраты на обучение в Институте Юрия Мороза, тогда как проблема оплаты за обучение постоянно стоит перед родителями студента ВУЗа.

Немаловажно и то, что обычно студент ИЮМ сам платит за свое обучение, в т.ч. и потому, что родители выражают сомнения в такой новой форме обучения. Как представляется, Институту Юрия Мороза следовало бы обратиться к профессиональным маркетологам, чтобы изменить отношение старшей части населения к новым формам обучения, и к дистанционной форме обучения в частности.

По аналогии с западной практикой ИЮМ обязывает студентов постоянно отчитываться по результатам предписываемых заданий. У Ю.Л.Мороза к составлению студентом его отчета требования чрезвычайно жесткие. Опоздания с подачей отчета не допускаются в принципе. Это также вписывается в концепцию «пинка». Никакой разболтанности и благодушия не допускается.

Тем не менее, форма отчетности значительно расходится в западных практиках и в ИЮМ. В западной традиции от студента требуется демонстрация той внутренней эволюции, которая с ним происходит в течение тренинга. Учителя интересует в основном то, как изменяется самоощущение студента, какие новые побудительные мотивы начинают доминировать в его установках на действие.

В ИЮМ внутренние трансформации студента не представляют первоочередного интереса для учителя. Глубинные изменения есть всего лишь средство. На это обращается внимание только в том случае, если студент не прогрессирует.

В ИЮМ ценится конкретный результат, а не сам процесс персональной эволюции. В силу этого достаточно типичным можно назвать следующий отчет одного из студентов ИЮМ:

«Полученные мною результаты:

  1. Провел 39 переговоров с предпринимателями, как следствие занимаюсь бизнес-проектом с одним из предпринимателей.
  2. Определил свои неэффективные действия и просто перестал их выполнять.
  3. Освободил половину своего рабочего времени (я наемный работник).
  4. Как результат теперь всё более спокойный и уравновешенный.
  5. Осознал, что начать бизнес может практически каждый.
  6. Увеличил свою эффективность в 2 раза.
  7. Научился правильно расставлять приоритеты,.. как результат - изменилось качество жизни. Стал уверенным в себе».

Это только небольшая часть отчета, который требуется от студента. Он должен отчитаться также по конкретным рацпредложениям, которые внедрил, и по полученному результату. Необходимо также их внесение в Базу рацпредложений. Студенты имеют возможность читать рацпредложения друг друга и оценивать их. Таким образом, студент еще получает и оценку качества своих креативных способностей, причем и по мнению товарищей, и по результату внедрения.

Кроме этого в отчете присутствуют управленческие параметры и обязательная рефлексия студентом своей деятельности за отчетный период, выявление тех действий, которые ему приносили успех, (требующие обязательного повторения), и тех, которые приносили неудачи, (и их следует избегать).

Те примеры действий из отчетов студентов, которые приносят успех, добавляются в учебные материалы. Таким образом, методика обучения и содержательное наполнение воспитательного процесса в ИЮМ постоянно совершенствуется.

Интерес представляет также то, что достаточно часто кажущееся крайне простым, очевидным и потому вроде бы не требующим внимания, дает прорывной результат. О таких случаях другие студенты всегда узнают, на этом специально акцентируется их внимание. Таким образом, они учатся не быть ригидными в своих оценках. Прежде чем сказать «не работает», это необходимо проверять на практике. После проверки на практике необходимо убедиться в действенности, и затем этим опытом необходимо поделиться с другими студентами.

Главное в процессе обучения-тренинга заключается даже не в том, что ИЮМ учит как делать и что делать. Что и как делать – это, чаще всего, понятно и самому студенту, т.к. подписываются на курс люди, уже имеющие профессиональное образование и некоторый опыт предпринимательской деятельности или наемной работы в бизнес-секторе. Главное – раскрытие нереализованных способностей. Студент вдруг обнаруживает, что он упускал годами элементарные возможности, не требующие практически никаких затрат. И эти возможности способны обеспечивать рост бизнеса или снижение расходов в десять и более раз.

В качестве постоянно цитируемого Ю.Л.Морозом примера можно привести следующий вариант рацпредложения. «Увеличь вывеску в 2 раза – обеспечишь рост продаж на 30%!» Элементарно? Да, подобную рекомендацию можно найти в любом пособии по маркетингу и рекламе для начинающих. Однако сделал бы предприниматель этот шаг, если бы ему про это много раз не напомнили в ИЮМ? Маловероятно.

«Сделай выставку светящейся - и она работает не только днем, но и ночью». Множество таких рацпредложений и обеспечивают указанный рост, кажущийся фантастичным.

Схожих примеров в ИЮМ очень много, но Ю.Л.Мороз настаивает на их неразглашении, - «полученное бесплатно приводит к жажде присвоения таких же бесплатных “фишек”».

Намного более ценной признается ситуация, при которой студент сам сумел заметить такое рацпредложение и внедрить его. Он научился это замечать и делать сам. Обретается крайне ценная способность.

На более высоких степенях обучения студенты должны разрабатывать собственные бизнес-изобретения. Для этого студентам рекомендуется изучать ТРИЗ, (обязательно по книге Г. Альтшуллера, а не его последователей, которые начали размывать основные идеи ТРИЗа), и затем применять принципы ТРИЗа в бизнесе.

Обучение-тренинг в ИЮМ делает очевидным и то, чего НЕ НАДО делать, на что нельзя тратить время и, к тому же, финансовые средства. В этом смысле ИЮМ следует строго в русле наиболее эффективных мировых практик. ИЮМ, к примеру, внушает обучаемому столь очевидные истины как то, что кредит, «как и все», брать не следует. Его можно оформлять, лишь если студенту уже в деталях известно, как смоделировать весь процесс, когда все готово, вся производственная и сбытовая цепочки выстроены, и осталась лишь самая малость – собственно деньги, чтобы все это начинать реализовывать.

И, более того, на старших ступенях студенту вменяется задание подготовить бизнес-изобретение на тему «Как вообще обойтись без кредита», ибо «взять кредит легко, выплатить его трудно», - согласно Ю.Л.Морозу. (Следует заметить, что те, которые кредит не брали и не имеют такого опыта, считают наоборот).

Тренинг помогает студенту в его будущей производственной деятельности не уйти в сторону от цели, т.к. предприниматель заранее подготовлен и «настроен» против ненужных движений, высвобождая время и энергию для продуктивного труда. Этой проблеме немаловажное значение уделяется и в книге Ю.Л.Мороза «Бизнес. Пособие для гениев».

Есть десятки типичных ошибок, которые совершают практически все начинающие предприниматели, поэтому столь немногие и “выживают”. В качестве уже известного примера можно снова упомянуть кредит. Вторая типичная ошибка – это приглашение компаньонов, особенно в случае, когда работают сразу несколько начинающих предпринимателей-компаньонов. Как правило, в этой ситуации больше времени тратится на обсуждение того, что нужно сделать, вместо самой предпринимательской деятельности.

Ю.Л.Мороз настоятельно рекомендует применять принцип единоначалия. Данный принцип не дает перекладывать ответственность, избавляет от весьма болезненной проблемы раздела прибыли в соответствии с «трудовым вкладом». Как показывает практика, на этом этапе часто гибнут даже успешные бизнесы. А если к тому же появляются убытки, то в таком случае неизбежен конфликт, и люди расстаются врагами. Так что неизмеримо более функциональным представляется принципиальное единоначалие и единоначальная ответственность.

Вполне естественно, что начинающему предпринимателю некомфортно, и он испытывает нечто вроде неврозов и страха, хочет разделить ответственность. Однако это не становится стимулом для того, чтобы брать в партнеры таких же новичков. Всегда существует опытный предприниматель-наставник, о котором уже говорилось выше. Такой наставник значительно полезнее неопытного компаньона.

Опыт учит: там, где один компаньон, предприятия более живучи. Вместо дележа власти и распределения прибыли единоличный собственник не отвлекается на непроизводительные проблемы и работает спокойнее.

Нередко студент, завершающий (или уже завершивший) курс обучения у Ю.Л.Мороза и вовсе решает избавляться от своего бизнеса. Он видит совершенно отчетливо, что этот бизнес был неорганичным для его внутренней психофизики, что он был чужд его истинным намерениям, и лишь служил в качестве источника дохода или, как вариант, он был искренне дорог студенту, но малоперспективен и не будет перспективным в принципе. Однако, оценить данный факт студент может лишь «перейдя экватор» в курсе обучения и воспитания, т.е. ближе к окончанию курса ИЮМ.

Еще один американский исследователь экономических и социологических аспектов предпринимательства Ф.Хертцберг, разработавший теорию факторов, влияющих на уровень удовлетворенности трудом, настаивает на значительном различии этих факторов. И если на негативное отношение к труду (т.е. на демотиваторы) влияют в первую очередь условия труда, уровень дохода, социальный статус, отношение к клиентам, коллегам, партнерам и наемному персоналу (если таковой имеется), то на удовлетворенность (мотиваторы) – сам характер труда, его содержание, возможности для реализации своих собственных планов, возможности для получения заслуженной материальной отдачи, возможное общественное признание. Именно мотиваторы способны, по Ф.Хертцбергу, привести к снижению духовного отчуждения и позитивно сказываться как на экономических показателях работы предприятия, так и на социальной атмосфере внутри него, а также вокруг самого предпринимателя (см., напр., Hertzberg F.: “Group Dynamics of the Roundtable”, Industry Week journal, 1981, Nov 16; Innovative Organization: Productivity Programs in Action / edited by R.Zager & M.Rosow, N.Y, 1982; Productivity Through Work Innovations, N.Y., 1984).

По мнению же отечественного исследователя В.Е.Хруцкого, главным источником повышения эффективности деятельности становится «преимущественно экономия прошлого труда во всех его видах (снижение материально-энергетических затрат, уровня запасов, повышение фондоотдачи, гибкости производства и т.п.)» («Американская экономика: человек, технический прогресс и предпринимательство» - коллективная монография под эгидой Российской Академии Наук, М., «Наука», 1993, с. 134).

Это полностью совпадает с практикой ИЮМ, где экономия труда, как прошлого, так и настоящего, достигается при помощи единичных действий — внедрения рацпредложений. Кстати, от студентов, когда они вносят рацпредложения в базу, требуется уложить их в 100 знаков. Это очень экономит время и внимание тех, кто с ними хочет познакомиться.

Проблематика данного профиля недавно активно дискутировалась на конференции по вопросам начального этапа деятельности в малом и среднем предпринимательстве, которая открылась в Базеле (Швейцария) и завершилась в г. Пало Альто (Калифорния, США) в ноябре 2011 г.

* * *

Необходимо отметить, что рассматриваемые методики тренингов заметно активизируют развитие рисковых видов бизнеса. Речь, естественно, идет о среднерисковых проектах, так как высокорисковые инвестиции средств и усилий могут в сегодняшней сверхконкурентной экономике позволить себе лишь крупные корпорации, обладающие значительным запасом накопленных финансовых ресурсов, и не опасающиеся полного банкротства даже в случае неуспеха проекта. В предпринимательской среде давно известно, что вполне успешным может быть проект, в котором 20% финансируемых начинаний приносят чистые убытки, 60% - лишь окупают вложения, и 20% дают прибыль (Revue française de gestion, 1986, No. 59, p. 22).

Но Ю.Л.Мороз опровергает этот устоявшийся тезис. Он своими методиками буквально заставляет своих студентов удваивать доход. Это принципиальное условие успешности учебы в его Институте.

Такая стратегия находит отклик и у части западных экспертов. Американец Фрэнсис Фукуяма, автор всемирного экономико-политологического бестселлера «Закат истории», еще в середине 90-х годов прошлого столетия писал в менее известном своем труде «Доверие» о том, что бессмысленно не ставить перед собой сверх-амбициозные задачи. Планка, которую выставляет себе предприниматель, должна быть заведомо высокой, буквально на грани способностей данного человека. Только имея такие сверхтрудно достижимые цели предприниматель может чего-то заметного добиться в своем деле, даже если и не дотянется до выставленной планки (Fukuyama F.: “Trust: The Social Virtues and the Creation of Prosperity, N.Y., 1995). От себя хотелось бы добавить – именно так и происходят прорывы в современном предпринимательстве, (будь то на уровне микро-, будь то в макроэкономике).

И студенты ИЮМ удваивают свой доход. Если, к примеру, поступивший в ИЮМ получал 20 тысяч рублей в месяц, то в результате начального уровня обучения в ИЮМ он достигает заработка в 40 тысяч, знакомясь с новым ощущением того, что для него открылась новая вселенная. Причем, иногда его коллеги, даже увидев своими глазами удвоение, все равно считают такое невозможным. Студент же, один раз сделав то, что казалось ему невозможным, перестает бояться «как бы невозможного». Он целенаправленно начинает проверять: а так ли невозможно то, что таковым считают все? По сути, происходит переоценка ценностей, о которой писал Фридрих Ницше. В этом и заключается главная цель обучения в ИЮМ.

К сожалению, Россия отстает от многих стран мира по показателям производительности труда. Студенты же Института Юрия Мороза каждый день работают над своей производительностью и эффективностью работы своих фирм. Вероятно такая «модернизация снизу» и способна решить проблему модернизации всей страны. Столь ли фантастично такое допущение?

 

Александр Даниелов, Ph.D. (Economics), кандидат экономических наук

1985 - 2006 гг. – Институт США и Канады Российской Академии Наук (от аспиранта до ведущего научного сотрудника). Преподавал особенности российской экономической ситуации и особенности предпринимательства на пост-советском пространстве в University of Richmond (г. Ричмонд, штат Вирджиния, США) – на экономическом ф-те и в Robins School of Business при университете. Читал лекции по экономике студентам Wake Forest University (г. Уинстон-Салем, штат Северная Каролина, США).

Консультировал по вопросам стратегического маркетинга и акционирования в начале 1990х годов КАМАЗ и «Уралмаш». Консультировал германского молочного производителя Südmilch AG, («дочку» крупнейшей в Европе производственной группы Campina из Голландии), по переносу предприятия в РФ и строительству завода компании в г. Ступино, Московская обл.

Опубликовал в соавторстве 6 крупных монографий экономико-социологического профиля и свыше 200 авторских статей в российской и западной научной, деловой и популярной прессе. Часто дает интервью и выступает с комментариями в крупнейших западных вещательных компаниях (BBC, Deutsche Welle, Canadian Broadcasting Corp.).

Яндекс цитирования